Выставка «Атрибуты православной церкви из фондов Национального музея Республики Башкортостана».

В Национальном музее Республики Башкортостан 16 апреля 2021г. открыта выставка

 «Атрибуты православной церкви из фондов Национального музея Республики Башкортостана».

К теме Православной Церкви Национальный музей обращался не раз. Представлена она была на передвижной выставке «Русские в истории Башкортостана». В ней нашли отражение материалы об истории первых храмов и монастырей, известных деятелях церкви, новомучениках и, о деятельности Уфимской епархии по гражданскому и патриотическому воспитанию населения.

Идея настоящей выставки показать экспонаты и дать оценку их исторической значимости. В ходе исследований были изучены все этапы институциональной истории Уфимской епархии.

Епархия с кафедрой в Уфе была учреждена указом императора Павла I  от 27 сентября 1799 года и открыта в начале 1800 года как Оренбургская и Уфимская епархия в пределах Оренбургской губернии. В её состав вошли: Уфа, Мензелинск, Бирск, Белебей, Стерлитамак,  Оренбург, — из Казанской епархии; Троицк, Челябинск, Верхнеуральск — из Тобольской.

21 марта (2 апреля) 1859 епархия разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую, с центрами в соответствующих городах.

В конце 19 века в епархии было 366 церквей. Действовали Духовная консистория, Духовная семинария, Духовное мужское училище, Епархиальное женское училище, при храмах — церковно-приходские школы. Для координации деятельности  духовных учебных заведений в 1884 году был создан Епархиальный училищный совет. Издавалась газета «Уфимские епархиальные ведомости». К 1913 году в епархии было 17 монастырей и общин (6 мужских и 11 женских), 526 церквей, 225 часовен; при церквах и монастырях действовало 388 библиотек.

К началу 1920-х годов в Уфимской епархии насчитывалось около 730 православных храмов и 16 монастырей.

В 1937 году Уфимское епархиальное управление было ликвидировано, руководство епархией перешло архиерею Куйбышевской епархии. К 40‑м годам почти весь состав духовенства был репрессирован.

К 1939 году органами советской власти в Уфимской епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в Уфе. Многие красивейшие православные храмы были разрушены, в частности, уфимский Троицкий храм был взорван, и на его месте сооружён Монумент Дружбы. Практически все церковные ценности были изъяты у приходов верующих.

В 1942 году было восстановлено Уфимское епархиальное управление. В 1945 году в епархии было два благочиния с центрами в городах Уфа и Стерлитамак. В управлении было около 40 церквей и молитвенных домов. В 60‑е годы часть церквей была закрыта и к 1970 году их было 17.

К 1990 году в епархии действовало около 30 храмов. По данным на 2010 год в епархии насчитывалось более 279 приходов и 8 монастырей, служило более 250 священнослужителей. Были созданы отделы религиозного образования и катехизации, молодёжный, миссионерский, по благотворительности и соц. служению, спорта и патриотического воспитания молодёжи, по работе с воскресными школами и др. На территории епархии действовало 160 воскресных школ, приют, епархиальный музей, иконописные мастерские, библиотека. Издаётся газета «Уфимские епархиальные ведомости».

В 2011 году в епархии было 287 приходов (29 благочиний), 8 монастырей, 6 монастырских скита и подворий, 247 священнослужителей.

27 декабря 2011 года из Уфимской епархии выделены Нефтекамская и Салаватская епархии с включением их и Уфимской епархии в состав новообразованной Башкортостанской митрополии.

Показ истории Епархии, за недостатком источников носит неполный характер. Но, при этом, используя некоторые памятники, были выявлены отдельные страницы истории древнейшего Троицкого Собора, материалы которого, по преимуществу, представлены в документальном фонде, Покровской церкви. Рассматривая комплексы церковной документации, мы обнаруживаем интересные источники как церковной, так и гражданской истории. Так, к примеру, мы узнали, что перед Великой Отечественной войной этот храм решено было передать на баланс Наркомпроса и создать там музей. Правда отремонтировать здание на выделенные деньги не успели и разместить экспозицию – не случилось. Началась война. Как в этот период использовался брошенный храм, мы не знаем, но многие ценные предметы и документы были перевезены в фонды нашего музея. Благодаря деятельности защитников храма от разрушения была сформирована структура, которая носила название ВООПИК.

Одним из уникальных памятников является документальная летопись Троицкого храма, в которой как в калейдоскопе можно рассмотреть историю города с момента строительства храма, до его закрытия. Летописи церковные, обнаруживают массу интересных сведений общеисторического характера и ими часто пользуются историки, при отсутствии других документов. Сейчас трудно себе представить, но духовенство исполняло важнейшую функцию регистрации населения Империи, благодаря чему мы имеем массу необходимых исторических источников. Комплексы обыскных, метрических книг и исповедных росписей также являются ценнейшим генеалогическим ресурсом при изучении народонаселения прихода, города и края.  Наиболее полно в наших фондах представлен Троицкий собор.

Иконы, которые мы показываем на выставке, не являются уникальными, за исключением списка Табынской Божьей Матери, выполненного в 1900 году. Но они позволяют рассказать о явлении в нашем крае нескольких чудотворных икон: Табынской, Богородской, Букибашевской, Смоленской Божьей Матери, Святого Николая Угодника Березовского и икону Спаса Нерукотворного. Рассказывая историю почитания этих икон, мы можем свидетельствовать об этом явлении, о судьбе этих образов, о крестных ходах с этими иконами, строительстве храмов, избавления от болезней и засухи и многом другом.

На Урале были представлены центры по изготовлению икон — складней. Их у нас достаточно много. Сделаны они из латуни и покрыты темно-синей и голубой эмалью, разного размера. Достаточно много старообрядческих икон и распятий. Это тема может быть рассмотрена как в плане иконографики, так и о реформации в русской православной церкви. Перед нами экспонаты, которые позволяют проиллюстрировать идеологические разногласия между староверам и разных согласий. Можно рассмотреть эволюцию их взглядов на иконографию Распятия. Распятие занимает особое место среди событий евангельской истории. Образы крестной смерти Христа — воплощение сути христианского вероучения, символ самой христианской веры. В старообрядческой среде к поклонению приняты исключительно восьми­конечные кресты. Староверы обосновывали это на примере древних церковных крестов: Корсунский, Новгородский Антония Римлянина, а также свидетельствах древних книг, в которых говорится о кресте трехсоставном — из трех древ: певга, кедра и кипариса. Однако были отдельные толки, которые поклонялись литым крестам.

Эволюцию этих взглядов и надписей на святынях можно проследить по материалам коллекции. Можно представить все разнообразие центров по производству металлических икон. После Указа 1723 года, в котором был объявлен запрет на производство металлических икон, они стали восприниматься как принадлежность старообрядчества. Большинство из них можно отнести к так называемым «путным» – путевым – иконам, которые сопровождали ревнителя старой веры на протяжении всего его жизненного странствия. Однако в Российской Империи и в 19 столетии существовало несколько центров старообрядческого литья. Эту коллекцию, а она достаточно велика, можно представить отдельной темой.

Среди большого количества икон, преобладают Богородичные и Святителя Николая. Есть небольшой образ Спаса Нерукотворного, а также, святых, прославленных в к. XIX в.: митрополита Иоанна Тобольского, святого Ермогена патриарха Всероссийского. В Уфе были свои мастера иконописцы: Серебренниковы, художник Андрей Корнилов расписывал стены и своды Спасской церкви и ряд других. Исследователям предстоит выяснить авторов многих икон, но скорее это просто списки с авторских – канонизированных.

Из книжных памятников самым древним является книга Старославянская «Святцы», 18. в кож. переплете с бронзовыми застежками. Книга церковная рукописная. Представлена серия книг на старообрядчекую тему. Описание некоторых сочинений написанных русскими раскольниками в пользу раскола, дает возможность прочесть обстоятельное на 300 страниц поучение. Книга Ф.Д. Круглова «Рассмотрение напечатанной старообрядцами-поповцами книги «Церковь Христова временно без епископа», с приложением… Нижний Новгород: Типо-Литография В. Ройского и С. Торсуева, 1904 г. также является одним из актуальных явлений старообрядческой церкви. В прошлом году по поручению министерства культуры мы готовили круглый стол на тему истории старообрядчества, подготовленные материалы можно предложить в качестве вспомогательного информационного ресурса. В коллекции книг представлено полное собрании е сочинений  композитора Д.М. Бортнянского, исправленное и дополненное П.И. Чайковским из Уфимского Кафедрального Собора. Песнопения, употребляемые на божественной службе. И, наконец, тему миссионерской деятельности можно освятить через словарь татарского языка и некоторых употребительных в нем речений арабских и персидских, собранных трудом и тщанием учителя татарского языка в Казанской семинарии священника Александра Троянского. Священное Евангелие, издания Киево-Печерской Лавры позволит поговорить о своде апокрифов: жизнеописаний и учения Христа, поведанное его учениками.

Фонд металл, стекло, керамика располагает коллекцией крестов разного времени: бронзовых, из камня, редкими дарохранительницаит, макетом уфимской церкви и хоругвями. Ценным памятником являются бронзовые канделябры из Троицкого храма.

Фонд тканей представляет уникальную плащаницу, несколько облачений священников, коллекцию воздухов и антиминсев — вместопрестольев, малых  плащаниц, на оборотной стороне которых пришивался небольшой кусочек ткани для вложения мощей. Мы выбрали несколько экземпляров разного времени.

Из фонда драгметаллов в экспозиции будут представлены: митра – головной убор высшего духовенства, кадило, потир – чаша для причастия и лжица, шкатулка для хранения святых мощей.

Большой интерес представляет портрет епископа Дионисия. Он имеет некоторые утраты, но красочный слой достаточно хорошо сохранился, что позволяет оценить мастерство художественной работы, а кроме того поговорить о выдающихся деятелях – епископах разного времени, в том числе и Андрее Ухтомском, привлекая дополнительные материалы, в том числе и экспозииционные.

Всего 144 ед. хранения. Могут быть дополнения в виде фотографий и рисунков храмов, в которых находились эти богослужебные предметы. Экспозиция будет развернута в 202 зале.

В процессе работы выставки в 2016 г. были принесены уникальные личные комплексы священнослужителей: Тихановского, Шестакова. Выпускники Московского гуманитарного университета им. М.Шолохова подарили музею свои выпускные работы, а это около десятка барельефов церковных зданий Уфы. Готовясь к этой, мы также уже получили подарок – бронзовую накладку на большое напрестольное Евангелие и предложение расширить и поддержать некоторые темы, в том числе духовного образования. В Уфе было 3 учебных заведения, одно из первых открыто в самом начале XIX столетия – Духовная Семинария, Мужское духовное училище и Епархиальное училище  для девочек. В этих учебных заведениях давали полноценное светское образование, наряду с Законом Божьим и Катехезисом. Многие выпускники находили себе работу в учреждениях (Казенная Палата, Казначейство), учебных заведениях (Государственных и частных). Будут привлечены выпускной альбом Духовной Семинарии и фотография выпускниц Епархиального училища.

Таким образом, во-первых на выставке продемонстрирован редко привлекающийся музейный материал. Во — вторых, церковная археология представлена в новом контексте, как источник по истории края. Наконец, в-третьих демонстрируемый материал позволяет говорить о традиционных ценностях и смыслах, о необходимости их сохранения в гражданском обществе.

Предложенная вашему вниманию выставка сформирована по коллекционному принципу.